Содержание урока. Тематические линии урока
Освещение в портрете играет важную роль в создании художественного образа. Художники используют различные варианты освещения, чтобы раскрыть замысел и передать эмоции модели.
Примеры роли освещения:
Выявление формы и объёма — боковой свет выявляет форму, её объём и глубину пространства, образ модели предстаёт наиболее полно.
Смягчение черт и форм — когда источник света находится сзади модели, видно только её силуэт, а лицо погружается в тень, все черты и формы смягчаются, портрет приобретает таинственность.
Искажение лица — при освещении лица резким светом снизу можно заметить некоторое искажение лица, из-за чего оно выглядит тревожным.
Источник света может быть естественным (солнечным) или искусственным.
Виды освещения в портрете и их особенности:
Освещение «по свету» — источник света находится перед моделью и светит ей в лицо. Форма головы становится более плоской, на светлом абрисе лица выделяются только глаза и губы. Такое освещение создаёт в большинстве случаев спокойный, светлый образ, при этом уменьшается глубина пространства.
Освещение «против света» — источник света находится сзади модели. При таком освещении видно только силуэт модели, а лицо её погружено в тень.
Освещение «свет сбоку» — боковой свет выявляет форму, её объём и глубину пространства, образ модели при боковом освещении предстаёт перед зрителем наиболее полно.
Принципы построения освещения в портрете для создания художественного образа:
Изменение соотношения света и тени — это важный инструмент в создании ощущения объёма, характера и настроения портрета. Например, фронтальный свет — освещённых участков намного больше, чем теневых, боковой свет — освещённых и теневых участков примерно поровну.
Использование контрастов — например, приём «чиароскуро», который усиливает драматизм за счёт резкого контраста света и тени.
Подстройка освещения индивидуально — лица могут быть разной формы, с разными особенностями, поэтому под каждого человека свет подстраивается индивидуально.