Содержание урока. Тематические линии урока
Образ человека — главная тема в искусстве, и портретное изображение отражает эту тему в разных эпохах. Портрет позволяет увидеть целый образ человека: его внешность, эмоции, чувства.
Виды портрета различаются по характеру изображения, формату и другим параметрам:
Камерный — погрудное, поясное и поплечное изображение, человек чаще всего изображается на нейтральном фоне.
Парадный — выполняется в полный рост человека, может быть изображён сидящим, стоящим или на коне.
Психологический — показывает внутренний мир человека, призван запечатлеть чувства и действия человека.
Индивидуальный, двойной, групповой — на таких портретах изображён либо один человек, либо группа из нескольких человек.
Автопортрет — художник пишет портрет с самого себя при помощи зеркала или фотографий.
Социальный — показывает среду, в которой человек живёт, даёт оценку его как личности, позволяет определить род его деятельности.
В Древнем Египте изображения человека носили религиозный характер: для ушедшего в загробный мир делали портрет, который был его двойником. Считалось, что чем больше портрет был похож на умершего человека, тем сильнее была связь между портретом и усопшим.
В Древней Греции предпочитали создавать статуи, грекам было важно сохранить движение человеческого тела и показать жизнь. Чаще всего в виде статуй изображали победителей олимпийских игр, государственных деятелей, героев сражений.
У древних римлян портретами были восковые маски, которые они снимали с усопших. На них показывали не только черты лица человека, но и его внутренние черты и эмоции.
Средневековое искусство не знало портрета в современном значении — «жизненно достоверного изображения индивидуального человеческого лица». Художники не преследовали задачу живого сходства образа с оригиналом.
Портрет выражался в условных формах.
Изображение донаторов — людей, заказавших религиозные произведения, — их показывали чаще всего в профиль, обращённых к Богу, Мадонне или святому.
Политический портрет — символическое изображение обладателя власти, внимание художников было направлено не на индивидуальные признаки человека, а на выявление его религиозного, социального и политического статуса.
Возрождение
В эпоху Возрождения портрет стал самостоятельным жанром искусства. Художники исследовали особенности человеческого тела, анатомию, пропорции, перспективу и светотень, что позволяло им создавать более реалистичные, более эмоциональные образы.
Некоторые особенности портрета эпохи Возрождения:
Изображения человека в профиль — эта техника находила истоки в античных медалях и монетах.
Переход от строгих канонов к более свободным интерпретациям — стили становятся более разнообразными, техника меняется.
Изображение погружённости в себя — передаётся через вдумчивый взгляд героя портрета.
Новое время
В эпоху барокко и рококо портреты стали более театральными, орнаментальными и декоративными. Художники использовали яркие цвета и более динамичные позы.
В эпоху романтизма портреты стали более эмоциональными и экспрессивными. Художники, такие как Франсиско Гойя и Тёпфер, создавали портреты, которые передавали эмоции и настроение.
В XIX веке с развитием фотографии портрет стал доступен широким слоям населения. Вместе с тем художники продолжали создавать портреты в различных стилях и техниках, таких как импрессионизм, экспрессионизм, кубизм и другие.