Содержание урока. Тематические линии урока
Цвет важен в натюрморте — одном из жанров изобразительного искусства, посвящённом воспроизведению предметов обихода, фруктов, овощей, цветов. Цвет передаёт не только реальную окраску, но и позволяет осязательно почувствовать предмет, его тяжесть или лёгкость, холод или тепло.
Некоторые особенности использования цвета в натюрмортах:
Контраст — сочетание цветов одного цветового тона с различиями по светлоте и насыщенности, резкое отличие предметов по цвету, светотени и т. д.. Например, красный и зелёный, жёлтый и фиолетовый, синий и оранжевый.
Цветовая гармония — взаимодействие дополнительных цветов (красный и зелёный, синий и оранжевый, фиолетовый и жёлтый), сочетание цветов с учётом их цветового тона, светлоты, насыщенности и других характеристик.
Контраст по светлоте — подчёркивает разную тональность предметов
Передача пространства — распределение «тёплых» и «холодных» цветов связано с изображением пространства и моделировкой формы. В условиях дневного света дали воспринимаются «холодными», а передний план — «тёплым».
Цвет в натюрморте может использоваться как с учётом натурального, так и условно, в соответствии с замыслом художника.
Правила построения колорита в натюрморте с использованием цвета как средства выразительности:
● Размещать оттенки одного цвета в разных частях композиции — это сохраняет равновесие и цветовое объединение.
● Учитывать цветовые пропорции — например, если задумывается более тёплая гамма, то в натюрморте должно быть преобладание тёплых по цвету объектов, по количеству и массе их должно быть больше, чем холодных.
● Использовать нейтральные тона — сероватые, серо-зелёные, серо-голубые, которые согласовываются с более активными тонами и цветами.
Цвет — средство выразительности в живописном изображении натюрморта. С его помощью художник передаёт настроение, объёмную и материальную сущность предметов, а также выражает своё отношение к изображаемым объектам.
Передача настроения. Яркие и тёплые цвета создают хорошее настроение (веселое, радостное), приглушённые, смешанные цвета (синий, фиолетовый, зелёный) — грусть, покой, размышление.
Передача пространства. В условиях дневного света дали воспринимаются «холодными», а передний план — «тёплыми». Эти свойства «тёплых» и «холодных» цветов используются для передачи перспективы пространства.
Передача объёмной формы. Чтобы передать цветом объёмную форму предмета, нужно увидеть на его поверхности все постепенные изменения цвета от освещённой поверхности до теневой.
Гармония цветовых сочетаний. Можно использовать определённую цветовую схему: сочетание нюансных оттенков, только холодных или только тёплых, или, наоборот, контрастных.
Ритм повторяющихся оттенков по всему натюрморту. Важно, чтобы и фон, и предметы были созвучны — повторяющиеся цветовые пятна должны быть разбросаны по всей картине.
Учёт влияния окружающей среды. Цвет каждого предмета изменится, если поменять цвет фона с жёлтого на синий. Нужно постараться уловить цвет, характерный для натуры в данной среде.
Цветовые контрасты. Создаются взаимодействием дополнительных цветов. Например, тёплые цвета, находясь в окружении холодных, кажутся как бы выступающими вперёд, и наоборот.
Контраст по светлоте. Подчёркивает в изображении разную тональность предметов.
Работа с фоном и моделирование формы цветом. Прописка фона, драпировок выполняется широкими мазками с мягкими переходами одного цвета и тона в другой. На освещённых местах мазки кладутся энергично, в тени — обобщённо, с мягкими переходами, без резких контрастов тона и цвета.