Изобразительное искусство в школе. Учебно-методический Контент
6 класс. Урок 9 
Тема  "Изображение предметного мира в истории искусства. Композиция в изображении натюрморта"
Содержание урока. Тематические линии урока

Изображение предметного мира (натюрморт) встречается в истории искусства разных эпох.
Натюрморт — жанр изобразительного искусства, в котором изображаются предметы неодушевлённой природы, соединённые художником в отдельную группу и представляющие собой целостную композицию.

Древний Египет
Элементы натюрморта присутствовали в произведениях изобразительного искусства ещё с древности, часто являясь символами, аллегориями или просто в качестве украшения сюжета или интерьера. Например:
Фрески в гробницах египетских фараонов, где натюрморт занимал важную, часто центральную роль, располагался в середине композиции. Изображены фрукты, мясо, рыбы, хлебы, зелень, огромные корзины винограда, фиников, кувшины вина, много дичи.
Особенности натюрмортов: отсутствие соотносительности пропорций, изолирование каждого предмета в замкнутом пространстве, непередача материальных признаков объёма, фактуры.

Древняя Греция
Чистого жанра натюрморта в этот период не было, так как не существовало станковой живописи — картины в привычном виде (холст, подрамник, рама). Например:
В вазописи изображали вещи, нужные человеку: оружие, посуду, музыкальные инструменты, иногда части статуй, архитектурные детали, мебель.
Часто вещи будто висят на невидимой стене интерьера, что передаёт обстановку сцены — урок музыки, сцена в ремесленной мастерской, баталия.
В росписи грота в Орвьето (IV век до н.э.) — композиция предметов: одна ваза располагается на фоне другой, видно перспективное сокращение, это уже самостоятельный кусочек натюрморта.

Возрождение
Натюрморт стал самостоятельным жанром в творчестве голландских и фламандских художников XVII века. Распространение жанра пришлось на вторую половину XVI — начало XVII веков, чему способствовал интерес художников к быту и частной жизни человека.

Натюрморты голландских художников, например, с чётким трёхплановым членением пространства: на первом плане располагаются мелкие предметы, на втором — центр композиции, а третий план нейтрален, выполняет роль фона.

Современность
Современный натюрморт вышел за рамки классических «цветов и фруктов». Художники экспериментируют над языком цвета, света, формы, композиции, содержания и смысла. Например:
В живописи бельгийского сюрреалиста Рене Магритта — тревожные инверсии предметного мира.
В работах художников поп-арта — элементы натюрмортного жанра, например, механическое тиражирование одного и того же предмета.
Современный натюрморт может быть частью интерьера, его украшением, или самостоятельным произведением, по-своему раскрывающим вечную тему искусства — тему бытия человека.


Композиция в изображении натюрморта — это построение гармоничного расположения предметов, которое создаёт выразительный образ. Задача композиции — создать композицию, которая подсознательно воспринимается как наиболее гармоничная, комфортная для визуального восприятия.

Правила построения композиции в натюрморте:
Тематическое единство предметов. Предметы должны быть тематически объединены и родственны по своему практическому значению.
Разнообразие предметов по форме, величине, фактуре, цвету. Два одинаковых предмета по размерам и форме не могут произвести впечатления единого целого.
Целостность — предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, составлять единое целое, но не загораживать друг друга.
Композиционный центр — основной, главный, центральный предмет. Обычно находится на втором плане.
Правило третей и золотое сечение — лист мысленно делят на 3 или 5 частей, ключевые объекты располагают на пересечениях, что создаёт баланс.
Взаимодействие предметов — избегают равномерного деления, пусть предметы перекликаются по цвету, формам, касаются или даже перекрывают друг друга.
Трёхразмерность композиции — сочетают крупные, средние и мелкие формы.
Свет, тень и фон — свет и тень лепят форму и создают необходимую атмосферу, правильно расположенный свет придаёт картине глубину и выгодно подчёркивает фактуру предметов.

Для выразительности в композиции натюрморта используют:
Контрасты — по цвету, по тону, по текстуре. Матовое и блестящее, высокое и низкое, светлое и тёмное — всё это делает работу живой и убедительной.
Ритм — чередование предметов, повторяемость. Целесообразно использовать предметы подобные, но разных размеров: крупные, средние, мелкие.
Организация пространственных планов — например, использование светотени и воздушной среды для передачи пространства и формы.

Этапы
Работа над композицией натюрморта может включать следующие этапы:
Предварительный анализ постановки — рассмотрение натюрморта с разных точек зрения, выбор наиболее интересной.
Композиционное размещение предметов на плоскости листа — мысленно объединяют предметы в одно целое, в зависимости от ракурса группу можно объединить в треугольник, прямоугольник, квадрат, овал.
Нахождение пропорциональных соотношений предметов — с помощью визирования определяют размеры каждого из предметов и их пропорции (высоту и ширину).
Построение предметов с учётом перспективы — построение ведётся постепенно от простого к сложному с учётом линейной перспективы.
Тональный разбор — выявление объёма предметов, освещения, воздушного пространства.
Обобщение — на этом этапе необходимо подвести итоги проделанной работы: проверить общее состояние рисунка, подчинить детали целому, уточнить рисунок в тоне.