Изобразительное искусство в школе. Учебно-методический Контент
6 класс. Урок 6 
Тема  "Цвет в произведениях живописи. Колорит"
Содержание урока. Тематические линии урока

Колорит в произведениях живописи — это организованное взаимоотношение цветов, находящихся в гармоничном единстве и подчинённых авторской идее художника. Термин происходит от латинского слова color — «цвет, краска».

Функции колорита:
создаёт образ изображаемого объекта;
задаёт определённый тон произведению, передаёт настроение и эмоции;
выполняет композиционные задачи: концентрирует внимание зрителя на наиболее важных для понимания образного содержания местах, способствует организации пространства.

Колорит может быть:
По характеру цветовых сочетаний: спокойным или напряжённым, холодным (при преобладании синих, зелёных, фиолетовых цветов) или тёплым (при преобладании красных, жёлтых, оранжевых цветов), светлым или тёмным.
По степени насыщенности и силы цвета: ярким, сдержанным, блёклым, изысканным и т. д..
С цветовым акцентом: контраст главного и второстепенного по цветовому тону. Например, в работе Игоря Грабаря «Неприбранный стол» ярко-красные яблоки — цветовой акцент.

Колорит строится по принципу контраста или нюанса:
Контраст — противопоставление цветовых оттенков (использование дополнительных цветов).
Нюанс — использование близких по цвету оттенков (сближенных цветов).

Также колорит может быть объединён общей цветовой гаммой — как бы ни были разнообразны цвета изображаемых элементов, они должны быть объединены.

Некоторые принципы построения колорита:
Цветовая доминанта — в зависимости от замысла художника доминантой может стать любой тон хроматического ряда, определяющий особенности тепло-холодных отношений тонов в композиции.

Использование нейтральных цветов — белый, чёрный и серый помогают сбалансировать композицию и выделить основные элементы.

В истории живописи сложились две колористические тенденции:
На основе локальных цветов — применение системы количественно ограниченных локальных цветов, нередко имеющих символическое значение (например, в раннехристианском или средневековом искусстве).
Стремление к полной передаче цветовой картины мира, пространства и света — широкое использование тона, оттенков, рефлексов.