Изобразительное искусство в школе. Учебно-методический Контент
6 класс. Урок 4 
Тема  "Пятно как средство выражения. Тон и тональные отношения"
Содержание урока. Тематические линии урока

В изобразительном искусстве пятно, тон и тональные отношения — средства выразительности, которые помогают художнику создавать формы, свет и настроение на картине. Эти понятия связаны с разными аспектами: ролью пятна в композиции, значением тона и ролью тональных отношений.

Пятно — основной элемент композиции, который помогает художнику создавать формы, свет и атмосферу. Некоторые особенности пятна как средства выразительности:
Может быть разным: большим и маленьким, округлым и протяжённым.
Пятна то, изгибаясь, перетекают друг в друга, а то ясно и твёрдо очерчены.
Выразительность изображения может быть заложена не только в узнаваемости силуэта (что изображено), но и в форме пятна (как изображено). Например, форма пятна может вызывать определённые ощущения: спокойное или подвижное, агрессивное или дружелюбное.
    Некоторые формы пятен, которые используются как средство выразительности:
Квадрат и прямоугольник — законченная, устойчивая форма, готовая выражать утверждающие образы.
Круг — замкнутая компактная форма, сосредоточенная на себе, не имеет выраженного основания, неустойчива.
Треугольник — подвижная, динамичная форма, устойчива только если одна из сторон горизонтальна, символ движения, энергии, иногда даже агрессии.
Форма «амёбы» — её текучесть выражает неустойчивые по характеру образы в широком диапазоне от романтичности, меланхолии до пессимизма.
    Пятно может быть составлено различными графическими приёмами, например:
Силуэтное пятно — плоскостное однотонное изображение чего-либо, ограниченное контуром. Выдает много важных подробностей: форму объекта, размер листьев, расположение цветоносов.
    Пятно помогает определить центр композиции, размер пятна решает пространство. Некоторые правила композиции с использованием пятна:
Доминирующее пятно — главный ведущий элемент, организующий все части композиции: размер, цвет, освещение, местоположение.
Контраст — полярное противопоставление. Резкий контраст говорит о сильных драматических чувствах, мягкий — сближает противоположности.

Ритм — чередование каких-либо элементов в определённой последовательности. Ритм в композиции создаётся по средствам компановки разномастных пятен цвета.

Тон — степень светлоты или темноты цвета, или оттенка какого-либо объекта. Некоторые функции тона как средства выразительности:
Передача объёма предметов: в освещённой части предметы более светлые, а отвёрнутые от света плоскости — более тёмные.
Создание атмосферы и эмоционального настроения: тёмные и мрачные тона могут придавать напряжённость, тревогу, драматичность, в то время как светлые тона — лёгкость, радость и расслабленность.
Управление вниманием зрителя: используя тоновые контрасты, художник способен выделять и подчёркивать необходимые элементы изображения, что позволяет последовательно направлять взгляд зрителя от одной части картины к другой.

Тональные переходы — иногда мягкие перетекания, иногда резкие, контрастные пятна. Например, одно и то же серое пятно будет выглядеть светлым на более тёмном фоне и тёмным на более светлом фоне.

Тональные отношения — это соотношение светлых и тёмных участков на картине. Правильное использование тонов помогает сделать изображение реалистичным или выразительным. Например:
Контраст между светом и тенью создаёт эффект объёма.
В пейзаже тон используют для передачи перспективы (ближе-дальше): предметы на переднем плане более яркие, насыщенные и проработанные, предметы вдалеке становятся светлее.
Тональные отношения непостоянны и изменчивы, они меняются в зависимости от окружающей среды и степени удалённости изображаемого предмета от рисующего.